История АО «Газпромнефть-МНПЗ»

26 июня 1935 года — Приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР утверждена площадка под крекинг-завод возле селения Капотня Люберецкого района, и уже в феврале 1936 года здесь началось строительство.


1 апреля 1938 года — В 14:40 первая крекинг-установка предприятия выходит на технологический режим. Получена первая тонная бензина.

1940 год — Предприятие пока производит лишь крекинг-бензин и всего одну марка битума. В качестве сырья используется мазут из Баку, который идет сюда по Москве-реке. Однако завод активно развивается, растет ассортимент.

1941–1945 годы — В годы войны завод не останавливается ни на секунду, работая на полную мощность, он бесперебойно обеспечивает топливом и фронт, и тыл. За героический труд коллективу предприятия 14 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Впоследствии знамя передано заводу на вечное хранение.


1950-е годы — Московский завод — бесспорный лидер отечественной нефтепереработки. Здесь выпускается более 20 наименований продукции, в том числе автобензин, керосин, дизельное топливо и различные марки битума.


1952 год — Крекинг-завод № 413 Миннефтепрома СССР становится Московским нефтеперерабатывающим заводом.


1960-е годы — Страна строит новые нефтепроводы, а Московский нефтеперерабатывающий завод, завершив программу комплексной автоматизации процессов, увеличивает объем переработки до 7 млн тонн нефти в год.


1970-е годы — На заводе полным ходом идет модернизация. Освоено 12 новых технологических процессов и налажен выпуск 32 видов продукции. Здесь, впервые в отрасли, внедрен процесс окисления битума в колонне с выносной секцией сепарации. Возводятся и другие новые объекты, в том числе первая в стране установка каталитического риформинга бензина, установка термического риформинга бензина, установки производства серы, адсорбционной очистки жидких парафинов. Коренным образом изменена технологическая схема завода. Московский нефтеперерабатывающий первым в СССР строит и вводит в эксплуатацию установку карбамидной депарафинизации дизельного топлива и установку по производству полипропилена.


1980-е годы — Рост производственных и экономических показателей позволяет заводу полностью отказаться от госдотаций. В эксплуатацию вводится несколько крупнотоннажных комплексов каталитического крекинга, риформинга, гидроочистки дизельного топлива, производства кислородосодержащих добавок к бензинам. Строится резервуарный парк.

1990-е годы — Московский НПЗ акционирован, управление заводом осуществляет нефтяная компания Sibir Energy совместно с Правительством Москвы. В эксплуатацию введены установки по производству МТБЭ и битумов.


2000-е годы — На Московском НПЗ налажено производство высокооктановых бензинов в соответствии с экологическими требованиями стандарта Евро-3. Работает новая факельная установка, сливная эстакада для светлых нефтепродуктов, блок моющих присадок. Установка ЭЛОУ-АВТ-6 полностью модернизирована, запускается реконструированная установка гидроочистки дизельного топлива 24–5.

2010 год — Компания «Газпром нефть» приобретает 100% акций Sibir Energy и становится основным акционером Московского НПЗ. На заводе начинается реализация масштабной программы реконструкции и модернизации. Программа, рассчитанная до 2020 года, направлена на достижение европейских стандартов производства и экологической безопасности.


2011 год — Общее собрание акционеров принимает решение о переименовании ОАО «Московский НПЗ» в ОАО «Газпромнефть-МНПЗ».

2013 год — Газпромнефть-МНПЗ завершает первый этап программы модернизации и, на два с половиной года раньше срока, установленного Техническим регламентом России, переходит на выпуск моторного топлива класса Евро-5. В эксплуатацию введены установки гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, реконструирована установка гидроочистки дизельного топлива.


2014 год — Окончена реконструкция установок производства битума и серы, благодаря чему поступление в атмосферу сероводорода уменьшилось в 70 раз, а диоксида серы — в 10 раз. Демонтаж старых очистных сооружения и строительство новых закрытых механических очистных сооружений позволил сократить выбросы предприятия еще на 1,2 тыс. тонн в год. Завод ликвидирует отходы, накопленные за прошлые годы, завершена утилизация нефтесодержащих отходов из старого буферного пруда.

Книга «История Москвы — история завода» в формате PDF